Шарапов:"Мне есть, что сказать и рассказать!" (воспоминания о 80-х)

Шарапов (справа) и Веденеев   (Предупреждение!! Текст содержит описание сцен насилия и ненормативную лексику. Не рекомендован к прочтению лицам со слабыми нервами.)

 Привет! Мне есть, что сказать и рассказать. Итак начнем.Прозвище Шарапов у меня уже было, когда я пришел на сектор. С детских лет я играл на первенстве города за Невский завод, и вот однажды, мы пришли на тренировку в зал, а там заканчивали свою лекгоатлеты. Начали дурачиться, бегать, а перекладину для прыжков в высоту еще не успели убрать. Я и налетел на нее со всего маху лбом, а когда падал еще и поцарапался. Вообщем, наложили швы, забинтовали. А тогда как раз гремел на всю страну фильм "Место встречи изменить нельзя". Тренер посмотрел на меня и сказал: " Ну и рожа у тебя, Шарапов". Так и пошло. А с ребятами из команды мы, естественно, ходили на Зенит. В 33 сектор: пока, правда слушали, смотрели, приобщались, так сказать. Первый выезд получился неожиданно легко: финал Кубка, город бурлит, просто сел и поехал. А что, 16 лет самое то для начала!

Ну про выезда, друзей и приключения, веселые и не очень, я еще расскажу, но прежде несколько слов про фанатское движение, чем оно меня привлекло и каким я его увидел.

Ну, во-первых, тем, кто мне скажет, что я вот так люблю Зенит (это про 80-е), что готов петь, кричать, хлопать в такт, ездить, подвергаться гонениям ментов и быть просто подонком в глазах "нормальных людей", я не поверю.

В этом всё равно изначально присутствует протест. Как в рок-музыке того времени. Кстати, многие из нас ходили на все(!) концерты в городе: в рок-клуб, ДК Железнодорожников, Крупской, Ленсовета, Горького, Невский и т.д. на Аквариум, Кино, ДДТ, Алису, Телевизор, Ноль, Аукцыон. Тут можно отчётов написать не меньше, чем про выезда). Когда со сцены поют не то, что по ящику - хочется петь вместе с ними. Когда на стадионе кто-то ведет себя не так как "принято", то хочется быть вместе с ними. Когда одеваешь шарфик цветов флага своей команды, а менты за это вяжут - хочется заказать в ателье себе пусер.

Во-вторых, объединение молодых людей на новой, совершенно неформальной основе, сплачивает как никогда. Ты просто гордишься тем, что другой, ты показываешь всем: "Смотрите - нас всё больше и больше!" А если ты ещё при этом любишь футбол - это просто супер.

В-третьих, фан-культура не могла не зародиться, потому что футбола показывали всё больше и больше, качество трансляций улучшалось и можно было кое-что рассмотреть, как там у них. Журналы опять же смотрели иностранные про футбол. Хотели попробовать также. Вот люди, которые это дело начали за несколько лет до нашего прихода, и пробовали. И нас приобщили.

Теперь про побочные эффекты. Они есть, и их не мало.

Вот сейчас говорят про нашествие глорихантеров, пены. Я вам скажу, что это было всегда. Живёт человек себе, фанатеет, а во дворе на него смотрят с завистью: "Слышь, а возьми нас с собой на стадион, а потом на выезд - это ведь так круто!" И вот походят такие месячишко-другой, съездят пару раз и всё. А за ними приходят другие, потом третьи. Процент таких, когда больше, когда меньше, был и будет всегда.

Алкоголизм и преступность. Это спутники движа. Я могу привести очень не маленький список людей, хороших людей, которые либо сели и пропали, либо навсегда ушли от нас. Так весело на выезде, так незаметно легко можно или украсть чего-нибудь, или ограбить кого-нибудь, или просто дать кому-нибудь в репу на пару лет. А уж весело пить с утра до ночи - это нормально. Не все выдерживают, по себе знаю. Конечно, я не говорю за весь движ, и вы можете мне привести примеры спившихся рабочих, инженеров, артистов, музакантов - это всё так. Просто степень риска здесь очень высока.

Абсолютная ненависть болельщиков, фанатов разных команд друг к другу. Едешь - будь осторожен. Да к нам приехали - тоже. К сожалению, трагедии есть. Раньше было точно также, но заканчивалось по-другому. Почему? Люди были другие? Да нет, просто ответственности стало гораздо меньше, а безнаказанности гораздо больше. Меня литовские гопники-нацисты средь бела дня на улице цепью по голове ударили, я упал, кровью залился, а добивать не стали: все таки вышак за убийство можно было получить. Сейчас, думаю, было бы по-другому.

Вот такие выводы я могу сделать на основе шести сезонов (1984-1989) активного фанатизма за любимую команду. Сейчас я неактивный болельщик, на стадион хожу, с друзьями иногда пересекаюсь, ну а "Зенит" останется в моём сердце навсегда. 

Когда начинают рассказывать про 80-е, сразу вспоминают "правых" и "левых" и обувалово. Немножко расскажу об этом.

Среди тех, кто пришли на сектор первыми не было единого мнения, как относиться к тем, кто пришли после них. Одни считали, что "левых" нужно жёстко обувать, другие относились к новичкам спокойно. Типа, такая армейская дедовщина. Другое дело, что она переходила в крайности, когда грабили на выездах по полной, а на подступах к стадиону Кирова или СКК стояли целые бригады, не дающие прохода всем подряд. Выворачивали карманы, снимали часы, шапки, очки. Это не говоря о шарфиках. Чтобы пробиться через это нужно было иметь характер, терпение и немножко удачи. Сколько ребят, наверняка, после такого забыли дорогу на стадион. Те же, кто был настроен лояльно, советовали не ссать и больше ездить. Только так "левые" могли стать "правыми".

Сейчас это выглядит дико. Многие спросят: причем же здесь футбол, "Зенит" и фанатизм? "Гопники" просто занимались грабежом, а деление по количеству выездов и общему стажу, вообще, выглядит смешно. О чём здесь говорить?

С моей точки зрения, у каждого десятилетия фанатского движения есть свои проблемы, свои уродливые проявления, которые соответствуют тому времени, в котором происходили. А 80-е это ещё и период становления, первобытный строй, можно сказать, отсюда и та дикость в отношениях. Кстати, к концу десятилетия, с приходом всё новых и новых людей, понятия "правый" и "левый" начали потихоньку уходить, фанаты начали формироваться в группы по интересам (кроме футбола) и территориальному признаку. К несчастью, Зенит вылетел в Первую лигу, а вскоре, и страна наша развалилась. На этом первый этап развития движа был окончен.

Далее, возьмите 90-е. Там уже другие проблемы, потому что времена изменились, люди изменились. Пошли разборки внутри, пришла коммерция, отношения с "коллегами" из Москвы стали выходить за рамки добра и зла.

А сегодняшнее десятилетие. Что, всё нормально и нет проблем? Фанатское движение отражает развитие нашего общества. И весь негатив этого общества можно увидеть на секторе. Так будет всегда.

Но про последующие годы напишут другие люди, а я продолжу про обувалово.

В 1984 году я ездил один. Выхожу из метро после матча в Москве на Ленинградский вокзал. Тут подходят наши ребята (не буду называть имён, хотя помню, потому что многих из них нет с нами) и предлагают быстренько снять розетку и отдать все деньги. А с ними был известный конь - Анзор. Он смотрел за процессом молча, но потом, вдруг, не выдержал и сказал: "Мне, конечно, всё равно, что вы сделаете с этим парнем, можете его хоть догола раздеть. Но! Он приехал на выезд вместе с вами. Возможно, после этого больше никогда никуда не поедет. Так и будете одни ездить?" Подействовало, отпустили меня. Кстати, кони и мясные иногда позволяли себе давать подобные дружеские советы. Мы варились в собственном соку, а их движения развивались в жёстком противостоянии. Отсюда и более внимательное отношение к новым людям. Такой ещё один характерный эпизод.

Меня после того случая стали гораздо меньше прессовать, только прикалывались. Зато когда я пообтёрся, сразу вступил в ряды тех, кто вместо грабежей предпочитал веселые сейшены.

Те же, кто продолжал криминальные похождения, рано или поздно оказывались за решёткой. Был на суде несколько раз, видел одетые наручники и слёзы матерей. Поломанные судьбы из-за ерунды. Кому давали условно, в основном, в дальнейшем вели себя осторожно. Помню забавный диалог, когда Гном пришёл из армии. Он спрашивает Клоуна: "Дима, почему ты ни разу не написал мне письмо?" Тот спокойно ему ответил: "А хули писать-то? Перечислить тех, кто вышел с зоны и кто ушёл туда?" И смешно, и грустно. Утрированно, конечно, но смысл происходящего отражает. Я специально не называю имён, потому что, как  уже написал, многие ушли навсегда. Но, в любом случае, для тех, кто их знал, они останутся в памяти. И из истории ленинградского фанатизма это не вычеркнешь. Хорошо или плохо, но так было.

Но самый печальный случай произошёл с Адвокатом, он не связан с перечисленным выше. Отличный парень, никогда ни в чем нехорошем не участвовал, любил фотографировать. Так получилось, что однажды выпил лишнего, не знаю по какой причине, бывает. И пришёл в СКК на футбол. А там, вообще, фанатеть не давали, даже за хлопки могли вывести. И вот, Вадика начали вязать. Он махал руками и не хотел идти. И то ли фуражку сбил, то ли пуговицу оторвал менту случайно. В таких случаях пары-тройки ударов по почкам не избежать, но с ним  разобрались иначе. Приписали сопротивление и дали два (или три) года. Просто так, на ровном месте. Жизнь пошла в другую сторону...

Могу вспомнить ещё один случай в СКК, характеризующий работу ментов. Правда, с хорошим концом. Был такой фанат - Веденеев. Прозвище получил за внешнее сходство с игроком Зенита Сергеем Веденеевым. Он одно время ходил в красной куртке (это важно). На одном из матчей в Комплексе было массовое вязалово, набили полный пикет, а после игры всех отвезли в отделение на Костюшко. Мы с Веденеевым тоже там были. Потихоньку стали выпускать по одному с пиздюлями, а я сижу. Остался один. Просидел всю ночь, а утром менты говорят, что моё административное дело будет рассмотрено в суде. Привезли в суд. Там очередь: кто за драку, кто за дебош в коммуналке, а с футбола я один. Насторожился, ничего не понимаю. Вызвали к судье. Она читает протокол, где написано, что оказывал неповиновение сотрудникам милиции и нецензурно выражался. Этого не было и близко. Я понял, что всё кончится сутками, не обязательно сразу 15, как повезёт, могут дать 5 или 10. Но, главное, что у нас в Ленинграде на Каляева (и еще в Одессе, по-моему) арестованных стригли наголо. Тогда такой вид был абсолютно неприемлемым, не то что сейчас. Дима Клоун несколько раз влетал. Вы только представьте его, кто знает, с усами и лысый! Он еще тогда белую кепку носил летом. Полный пиздец! А сам арест, по рассказам очевидцев, ничего страшного. С утра вывозят работать куда-нибудь на завод или на стройку, кормят, нормально всё. Примерно, как в кино)))

Начал доказывать, что это поклёп с пеной у рта. Судья даёт мне почитать протокол задержания, а там всё подробно расписано: "Молодой человек в красной куртке вставал со своего места, мешал окружающим..."

Вот! "Я всю ночь сидел в аквариуме, посмотрите какого цвета у меня куртка!", - мои слова выглядели убедительно. Она, конечно, ментовский косяк просекла, но вида не подала. Дала штраф 30 рублей. Из суда я вышел счастливым человеком. Ещё бы, справедливость восторжествовала, невиновному вместо административного ареста дали штраф. Спасибо тебе, Веденеев, что хоть фуражку не сбил!

Кстати сказать, чтобы попасть на сутки не обязательно было оказывать неповиновение сотрудникам милиции. Тогда была такая норма, что если человек в течении двух месяцев трижды залетает в ментуру, его можно отправлять. Это мне объяснял мой участковый, к которому приходили все телеги из разных городов Союза и из заведений нашего города. Несколько раз я не укладывался в этот норматив, но участковый был нормальный и на крайние меры не шёл, ограничиваясь душеспасительными беседами.А вот если трижды в вытрезвитель за два месяца, то на третий раз не выпустят. Утром информацию по каждому пробивали и, если что, сразу везли в суд. И привет! Дима Клоун однажды именно так и спалился.

Дима был одним из тех, с кем я тесно общался в те годы. Именно он привёл меня в пивной бар "Руно", где по выходным собирались фанаты. Бар находился на углу Кировского проспекта и ул. Скороходова в полуподвале. Наиболее оживлённо там было, конечно, в межсезонье, когда не было игр и выездов. Первый приходивший обязательно занимал стол или два, ставил дополнительные стулья и ждал остальных. Естественно, все работники бара и местные завсегдатаи нас знали, относились хорошо и проблем никогда не возникало. По субботам, как правило, весь день пили пиво и более крепкие напитки, а к вечеру определялась культурная программа: хоккей, баскетбол, концерт, к кому-нибудь на хату или дискотека в ДК Свердлова. Не всегда эти мероприятия заканчивались удачно. Кто-то попадал в вытрезвитель, кто-то просто в ментовку, но весело было всегда.

В воскресенье играли в футбол. Собирались опять же в баре. Лёша Марадона, живший рядом, приносил мяч, и шли играть либо во двор, где была хоккейная коробка, либо на другую сторону Кировского, где площадка больших размеров. Когда бар закрыли и переделали в ресторан, по предложению Кастета и Беломора, стали собираться в Купчино, на Софийской, в местном пивняке.

Ещё вспоминая Клоуна, могу рассказать пару весёлых историй, которые с ним произошли.

Как-то в Москве, Дима по пьянке оказался вместо футбола на Птичьем рынке. Как туда попал, естественно, объяснить не мог. Но факт заключался в том, что на этом самом рынке он купил котёнка. И вот, после игры все стали собираться на вокзале. Слух про котёнка быстро облетел всех наших. Каждый хотел подойти и посмотреть. Клоуну это надоело и он запихал беднягу в рукав куртки. Так и ходил по вокзалу с оттопыренным рукавом. А когда подошёл очередной желающий посмотреть, Дима приложил палец к губам и сказал: "Тише, пожалуйста, она писает!" А котёнок благополучно доехал до Ленинграда и жил потом у Клоуна дома.

Ещё один случай можно охарактеризовать как первую расистскую выходку ленинградских фанатов. Эта ужасная история произошла в одном из вытрезвителей нашего города, где Дима отдыхал с товарищами вместо просмотра хоккея. Как рассказывали очевидцы, проснувшись рано утром, Клоун увидел негра. В вытрезвителе кровати, которые стоят в центре зала, сдвинуты и получается, что люди лежат практически рядом. Представьте, вы открываете глаза, а лицом к лицу лежит самый настоящий негр. Он смотрел на Клоуна и хлопал глазами. "Ты кто такой?"- спросил его Дима. "Человек!"- ответил негр. Клоун вскочил с кровати, сорвал с негра  одеяло и заорал: "Ты откуда сюда приехал, чучело?" От шума проснулись остальные посетители заведения и подошли посмотреть. Чёрный перепугался и залепетал: "Из Анголы я. Что я вам плохого сделал?" Тут уже Диму было не остановить: "Из Анголы, блядь! Да там народ воюет, а ты, падла, здесь водку жрёшь!"- и набросился на негра. На крик уже бежали менты, и расправу удалось остановить. Негра быстренько увели и отпустили первым.

Кстати, если в вытрезвитель привозили с бухлом, допустим, забрали людей за распитие где-нибудь на улице, то утром, если бутылка непочатая, возвращали владельцу. А вот открытую - нет. Выходит человек в шесть утра на улицу, а выпить уже есть))) И менты ещё предупреждают, чтобы похмелялись подальше отсюда. Сегодня трудно представить, что в милиции могут хоть что-то вернуть.

Ну, и ещё одна выездная история, связанная с вытрезвителем.

Ехали в Одессу. В поезде большая компания, пьём и веселимся. Я пошёл проведать других наших выездюков. Кого-то встретил, попросил закурить. Вытаскивают Мальборо. Удивился немного, но не придал значения, пошёл дальше. Вышел в тамбур, а там Лимон и Тесть тоже курят Мальборо. "У вас в вагоне все фанаты что ли курят сигареты по рубль пятьдесят?"- спрашиваю у них. Они рассказали про своего нового знакомого, который едет из Ленинграда куда-то домой. У нас он накупил две сумки шмоток, сигарет и другого барахла. Они с ним выпили, и человек пошёл вразнос. На просьбу закурить, сразу дает целую пачку, причём любому, кто спросит. Соответственно, и с выпить-закусить проблем нет. С удовольствием присоединился к их компании. Кончилось тем, что тело этого щедрого человека мы загрузили на полку, и я пошёл обратно в свой вагон. С трудом, но пошёл. Как назло, была остановка - Жмеринка. Вышел чего-то купить у бабушек. И допокупался - забрали меня прямо на платформе и отвезли в местный вытрезвитель. Я смутно всё помню, но менты смеялись очень, когда разбудили меня через несколько часов. Кстати, оказались хорошими людьми: долго не держали, оперативно всё оформили, ещё расписание подсказали, чтобы успел на первый проходящий поезд. До Одессы-то было недалеко. Но на игру я тогда всё равно не успел. Был выходной, и начали днём, а я приехал к вечеру и своих встретил уже идущих со стадиона.

Но у этого выезда было неожиданное продолжение. На следующий день Зенит играл товарищеский матч в Тирасполе с местным Автомобилистом из Второй лиги. Не помню с чем это было связано, может там праздник у них какой-то был, не знаю. Основная масса наших поехала домой, но нашлась небольшая группа, которой спешить было некуда. Я, Кастет, Говорун, Юлька и, вроде, Лимон, Тесть и Хроник решили ехать в Тирасполь. Там ходил дизель, часа два, примерно, дороги. Приехали ночью, заселились в гостиницу. Днём погуляли по городу. Чисто, опрятно, приветливые люди. Познакомились с местными ребятами. Они отвезли нас на природу. Был отличный пикник с обилием вина. Но все были в норме к вечеру.

Маленький стадион был забит до отказа. Местные менты ребят в шарфиках, конечно, не видели никогда. Поначалу не знали, что с нами делать. Но началась игра, и после нашего первого заряда, люди в форме переполошились. Прибежал майор, видимо старший, указывал на нас с беговой дорожки и орал своим в рацию так, что прекрасно было слышно всем и без неё: "Всех немедленно в вытрезвитель!" Вытрезвитель - это универсальное средство от проблем. На любом стадионе или около него. Конечно, были случаи когда забирали действительно пьяных в жопу, но не в этот раз.

Вывели со стадиона, привезли. Попалась хорошая женщина-врач, которая должна была определить степень опьянения. Она заставляла каждого ходить по прямой линии, проведённой по полу, приседать и доставать с закрытыми глазами пальцем кончик носа. Все справились с тестами. Но, всё равно продержали до конца матча, потом отвезли на вокзал и оставили там с нами наряд, чтобы никуда не выходили до посадки в поезд. Из этой истории мне остался непонятным один вопрос: с нами была девушка, а для женщин должен быть свой вытрезвитель. Чтобы они делали, если бы решили нас положить?

Вот так чуть не состоялся двойник по вытрезвонам!

Категория: интервью

banner-shop