У нас есть такое кафе!

Знамя Зенита, №1, 1995 г.

Очень давно, когда я еще учился в шко­ле, родители отправили меня однажды к родственникам, к Черному морю на все лето. В те времена о видео никто и слы­хом не слыхивал, и кроме футбола од­ной из немногих радостей было кино. Билет стоил всего лишь 20 копеек.

У кинопрокатчиков тогда существовал малопонятный мне принцип: прежде чем фильмы начинали идти в ленинградских кинотеатрах, они успевали надоесть все­му могучему Союзу ССР. Поэтому, очу­тившись в другом городе, попадал в по­трясающе интересный мир. Вот и мне в то лето посмотреть хотелось все, но осо­бенно манил фильм "Удар головой". На афишах главный герой улыбался окру­женный солидного возраста мужчинами "в цветах" — ярких сине-белых шарфах и шапочках. (До сих пор могу в мель­чайших подробностях вспомнить лицо одного из них.) На сеанс я пошел с со­седским мальчиком Аликом. Когда в кад­ре впервые возникли фанаты, я накло­нился к нему и с гордостью сказал: "У "Зенита" есть такие же. Я тоже фанат "Зенита"."

Алик не поверил. Я разозлился и хо­тел сказать ему что-нибудь неприятное, но тут на экране возникло... кафе, за­полненное фанатами после победы своей команды. Как и на стадионе в родном Ленинграде незнакомые люди обнимали, целовали друг друга, угощали окружаю­щих пивом, бесились, снова и снова уст­ремляясь к телевизору и заставляли хо­зяина кафе крутить видео запись игры с самого начала...

Впрочем, эпизод с видеоматериалом могла присочинить моя память, в филь­ме его, кажется, не было. Зато другое я помню отчетливо: Алик повернулся ко мне и ехидно зашептал: "Что, у вас и такое кафе тоже есть?"

 

Я готов был провалиться сквозь зем­лю. Кафе, в котором фанаты могли бы собираться после игры — вот так, все вместе, без случайных посетителей и празновать победу родного клуба — у нас не было. Ребята постарше ходили в "Пуш­карь", в "Пьяную лошадь", в другие пив­ные бары, но конечно же, все это было не то. Как я завидовал тогда людям на экране, которые могли не только откры­то носить "цвета", но и беззаботно весе­литься, чокаясь рюмками и пивными крушками с хозяином заведения — та­ким же, как и они, фанатом.

А на дворе был развитой социализм —  пионерия, комсомолия, рапорты пар­тийному съезду и класс-гегемон, "Про­летарии всех стран соединяйтесь!''... Вка­лывали у станка рабочие Нобелевской ма­нуфактуры, что на Выборгской стороне, —  люди, чьи деды строили здесь одну из первых в Питере баррикад во время ре­волюции 1905 года. Внуки революцио­неров "закладывали за воротник", ходи­ли за демонстрации в день Международ­ной солидарности трудящихся по про­спекту, названного именем пролетарско­го учителя Карла Маркса, и знать не зна­ли, что через полтора десятка лет улица эта вновь станет Большим Сампсоньевским проспектом. А в родном для них пролетарском ДК Первого мая откроет­ся кафе с названием главной футболь­ной команды города — звучным словом "ЗЕНИТ".

Слово "ЗЕНИТ" для этого кафе не про­сто название, как, скажем, для магазина на Невском проспекте. Про кафе так и хочется сказать — "зенитовское", как когда-то в душном зале кинотеатра я го­ворил соседскому мальчишке, что я "зенитовский" фанат.

И еще что-то оживает в душе любого поклонника питерской команды при виде огромного (4,5 х 8 метров) полотнища — зенитовского флага. Нашлись скепти­ки, утверждавшие, что название коман­ды на знамени написано старомодно, начертано не по-современному; но факт остается фактом — в наши дни подоб­ного ему полотнища нет ни у одной фан-группировки России.

Президент "Пиццы-Риф" (фирмы, от­крывшей кафе "ЗЕНИТ") Константин Борцов в прошлом — сам фанат "ЗЕНИ­ТА" и участник нескольких первых вы­ездов. Проблемы фанатов ему близки и понятны, он даже собирался свозить огромное знамя в Ярославль, но счёл постыдным везти его "в сопровождении птяи-семи фэнов" ( не мог же он знать, что нас там будет сорок человек). "Вот если бы на выезд поехало столько, сколько было на финале Кубка СССР в Москве в 1984 году, тогда другое дело", — говорит Константин.

Но, безусловно, не флаг, и не фанат­ское прошлое Константина Борцова при­вносят в кафе что-то, выгодно отличаю­щее его от остальных. Хотя, определен­ный угол восприятия они создают. Как и тот факт, что директором кафе является Николай Ларионов, капитан ТОГО лю­бимого всеми чемпионского "ЗЕНИТА".

Так вышло, что кафе на Б. Сампсоньевском, 37 стало местом встреч для многих игроков ТОГО состава. Здесь со­бирается "цвет" "ЗЕНИТА"-84: Бирюков, Клементьев, Долгополов, Желудков, час­то бывает (не нарушая режима) Сергей Дмитриев. Насчет последнего разговор вообще особый — управляющий кафе, Дмитрий Сергеев, показал мне пробный экземпляр белой футболки с номером 10 на спине. А на другой стороне — фото зенитовского нападающего, его автограф и надпись "ЗЕНИТ". "С первого августа у нас откроется что-то вроде маленького киоска", — рассказывает Дмитрий Сер­геев, — "там можно будет купить значки, атрибутику (шарфы, шапочки) и такие вот футболки, когда они появятся в до­статочном количестве".

Константин Борцов и Дмитрий Серге­ев планируют сделать в кафе "клубный день" для болельщиков "ЗЕНИТА", что­бы даже в перерывах между турами и в межсезонье они могли бы собираться здесь, обсуждая свои проблемы.

Кстати, о пиве. Не в обиду пивному заводу "Балтика", ставшему недавно ге­неральным спонсором нашей команды, венское пиво "Петергоф" — отменного вкуса. Предъявители билета с сыгранно­го "ЗЕНИТОМ" матча пьют его со зна­чительной скидкой!Выбор закусок к пиву (и множеству других напитков разной степени крепости) больше походит на ресторанное меню: котлеты по-киевски, мясо по-домашнему с грибами в горшочках, мясо по-французски с сыром, пельмени, сосиски, солянка, летом холодный борщ, разнообразные салаты и, конечно, круглый год "визитная карточка" ассортимента фирмы "Пицца-Риф" — вареные раки, одна из лучших закусок к пиву. Выбрать, какого именно рака сварить, можно пря­мо у стойки кафе, где находится неболь­шой аквариум с членестоногими.

Наибольшим спросом у посетителей, приходящих сюда пообедать пользуются котлеты по-киевски. Для любителей раз­нообразить рацион в кафе "ЗЕНИТ" по­дают еще котлеты по-царски. Делаются они почти так же, как и по-киевски, толь­ко внутри такой котлеты не куриное мясо, а индейка с грибами. А самые отъявлен­ные гурманы (располагающие достаточ­ными финансовыми средствами) могут отведать блюдо с названием "Оливер" — курицу в горшочке с грибами по соусом.

Но здесь можно и не предаваться гас­трономическим наслаждениям, а сесть за столик с чашечкой кофе и просто по­молчать, разглядывая фотографии на сте­не напротив стойки. Помолчать и улыб­нуться, потому что нельзя не улыбаться вспоминая о ТОЙ победе. Двадцать больших фотографий, остальные размером поменьше... Рвется к воротам Борис Чухлов, уносят с поля травмированного Сер­гея Дмитриева, выходит на поле с мячом в руках Юрий Желудков, улыбается мо­лодой счастливый тренер Павел Сады­рин... А перед глазами встают "картинки" голов, перепетии матчей — в Тбили­си, в Днепропетровске, в Москве со "Спартаком"...

Этого не вычеркнуть из моей памяти, как и из памяти сотен тысяч ленинград­ских болельщиков. Это — дыхание веч­ности... Вот, пожалуй, и ответ на вопрос об особенности уютного зала: когда при­ходишь сюда, вновь чувствуешь свою при­частность к этому дыханию. Потому что "мы помним все",— так же, как и эти фотографии на стене. Чувство причаст­ности к истории, творящейся на твоих глазах — одна из причин, заставляющая фанатов сходить с ума от радости после каждого забитого гола, каждой одержан­ной победы...

Где-то он теперь, мой сосед по зри­тельному залу далекого черноморского города?

Алик, у нас есть такое кафе!

Борислав МИХАЙЛИЧЕНКО

Знамя Зенита, №1, 1995 г.

Перевод в электронный вид - Дмитрий ("gamover") Евдокимов , Ксения ("Ксю") Лужкова, Максим ("Пацифик") Дукельский.

Категория: Фан-полемика

banner-shop