"Не могу поступиться Зенитом." (интервью МП "СФ"-2000)

НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ “ЗЕНИТОМ”
[12.09.2000]
Макс Пацифик — очень известный человек в питерском фан-движении. Его хорошо знают и те, кого сейчас принято называть “экстремалами”. Ситуация, сложившаяся сейчас в фанатском Петербурге, не дает ему покоя. А поскольку газета фанатов “Знамя “Зенита” сейчас не выходит, Макс Пацифик решил с наболевшим выступить со страниц “СФ”.

“НЕВСКИЙ ФРОНТ” УМЕР

К своему двадцатилетию (имеется в виду, что первый организованный выезд ленинградских фанатов состоялся 20 лет назад. — Прим. «СФ») мы подходим в состоянии полной неразберихи. Это обидно вдвойне, потому что каких-то три года назад ничто не предвещало грозы. Движением руководил “Невский Фронт” — его создали весной 1995 года люди, которые пронесли фанатизм через первую лигу. Хотя ему и не подчинялась на тот момент группировка “Питерские волки”, в деле поддержки команды они всегда находили общий язык.

Но прежнего “Невского Фронта” больше не существует. Его лидеры ушли в тень. Большинству из них перевалило за тридцать, появились семьи, дети, работа и безоглядно отдавать себя фанатизму они больше не могли. Заменить вожаков оказалось некому, и “НФ” “приватизирован” компанией, создавшей под тем же названием “фонд” — проще говоря, организацию для добывания денег. Этому никто не сопротивлялся, и сейчас под названием “Невский Фронт” скрывается просто региональная купчинская группировка.

Я не против — пусть лучше “наваривается” Кастет, имевший в 80-е годы неоспоримые заслуги перед движением, чем кто-то другой. Хотя и не он лейбл «Невский Фронт» придумал. Я не возражаю также против того, чем занимается его контора (членские билеты, абонементы, автобусы). Хотя и неприятно, когда годящийся мне в дети пьяный юнец тычет в нос удостоверением и кричит, что он — “Невский Фронт”. Я готов даже забыть, что свое ОО Кастет создавал, никого особо не спрашивая. Но фанатизм как таковой и зарабатывание денег на нем — вещи совершенно разные. Движению нужно то, чем занимался в свое время Сабонис, оплеванный с разных сторон и сейчас тоже отошедший от дел, — воспитанием молодежи, газетой, идеологией, организационной работой, тяжелой и незаметной на первый взгляд. Спасибо ему хотя бы за то, что продолжает заводить сектор во время матчей.

В общем, “Невский Фронт” никого не объединяет. Он — такая же региональная группировка, как “Юго-Запад” или “Колпино”, только вместе с названием присвоил себе право распоряжаться билетами на фанатские сектора. Да, лидеры нового ОО “Невский Фронт” на встречах с руководством клуба почему-то высказываются от имени всего зенитовского фан-движения. И ведь Виталий Мутко искренне думает, что Кастет и его команда могут на кого-то повлиять. На самом деле “Фронт” никто уже ни во что не ставит. От этой коммерции мы ударились в две крайности — бомжовка или боевка.

В ЧЕМ Я СОГЛАСЕН С РАДИКАЛАМИ

Когда в 97-м случился Щелчок и все поняли, что привезти много людей на выезд — еще не значит защитить себя, я сам выступал за создание активных боевых групп. Требовались крепкие парни, способные дать ответ конкретно “мясным”, не понимающим никакого другого языка, кроме силы. И раз уж государство у нас не в состоянии никого защитить, боевые отряды “зенитчиков” и призваны были воевать за остальных. Вот как это задумывалось. Поэтому я поддерживал и образование “Ультрас-НФ”, в настоящее время не существующей, и образование “Коалиции”. И если спросить меня, что лучше — чтобы в движении преобладал, как и раньше, пьяный пацифизм и чтобы с нами никто не считался в стране (в первую очередь в Москве) или чтобы «стариков» посылали подальше наши же молодые фаны — я выберу второе. Пусть нас "посылают" свои здесь, в Питере.

Кроме врагов к экстремизму фанатов подталкивает и доблестная питерская милиция. Она видит в фанатах не партнера, а врага. Врага же, как известно, уважают только за его силу. Прекрасно помню, как на одной из встреч у Виталия Мутко милицейский майор, приятный молодой человек со здравыми расссуждениями ("Я человек государственный, что начальство скажет, то и буду делать") при расставании подал на прощание руку только членам администрации клуба. И даже не подумал попрощаться таким же образом со стоящими рядом фанатами, многие из которых — его ровесники. Фанаты как были когда-то, так и остались для него людьми второго сорта, бездельниками по определению, создающими лишние проблемы.

Другой пример. Стоит толпа фанатов в Пулкове, встречает “Зенит” из Нижнего Новгорода, куда команда поехала сразу после завоевания Кубка. Идут два сержанта. Один другому говорит: “Пошли, что ли, придурков погоняем” — и оба поворачивают к фанатам. И потом там случился инцидент. Я, конечно, не думаю, что кто-то объяснит милиции, кто мы такие на самом деле. И понимаю, что пока милицейские чины беспрепятственно “гасят” всех направо и налево, мы так и останемся для них придурками, которых можно “гонять” и над которыми можно издеваться.

Боевка, к сожалению, сейчас неизбежна. С ней связан не только футбол — кто не верит, может сходить на концерт любой популярной рок-группы и увидеть, как злоба бьет из людей фонтаном. Ну не может просто хлопать в ладоши молодежь, воспитанная на “Брате” или Квентине Тарантино. Плюс особенности нашей страны — если в Англии бесятся от сытости, то у нас от безысходности. И уж если боевка в стране существовала раньше, то она тем более есть сейчас и уж точно будет потом. В нашем мире и в нашей стране признают только силу. Пока страна была сильной, никто не арестовывал ее корабли в банановых республиках и не высылал наших дипломатов.

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ НЫНЕШНИХ ХУЛИГАНОВ

Что мы имеем сейчас? Молодость, жаждущая острых ощущений, почувтвовала свою мощь и сама ищет повода для драки. Движение захлестнула волна насилия. Наши новоявленные HOOL’S быстро потеряли голову от того, что некому их тормознуть, и потеряли уважение к тем, кто долгие годы считался "основой". Не редкость драки на секторе — случается, дерутся между собой даже представители разных региональных группировок. И уж полный беспредел начался, когда ребята из "JOLLY NEVSKY" дали по голове одному из главных питерских "Волков". Если бы после этого здоровые силы объединились и "поправили" "джолликов", возможно, сейчас все обстояло бы иначе. Как только рука не дрогнула, не понимаю — ведь у парня выездов больше, чем у всех главарей HOOL'S вместе взятых! Человек здоровье все свое оставил, катаясь по стране за командой!

Да, фанаты — не публика на балете в Мариинке. Да, агрессивность для них — норма, и никуда от этого не деться. Но не она — главное. Нельзя забывать о том, что является первопричиной, ради которой все затевалось — о поддержке команды. Пару лет назад мы были в России лучшими в поддержке и оформлении сектора, а теперь день ото дня поддержка все хуже и хуже, причем не только на выезде, но и дома. Как неистово болели мы раньше в Волгограде, когда нас было всего 70 человек! И какой убогой получилась поддержка нынешней весной, когда на "Ротор" приехало чуть ли не в 10 раз больше народу!

Я понимаю, почему многих радикалов не волнуют выезда. Легче похулиганить дома, не переживая никаких недобств и почти ничем не рискуя. Я уверен, что в Махачкале наших экстремалов будет очень мало или не будет вовсе. Во Владикавказ из них поедут единицы, да они никогда туда и не ездили. Зато обязательно помчатся в Воронеж — как же, там беспредельничали «кони» и «мясные», а чем мы хуже?

Но ладно бы, если бы молодежь просто не признавала количество выездов за заслугу. Так ведь большинство "кэшлз" уже даже фанатами себя не считают. Лично слышал, как в Раменском пара таких переговаривалась: "Ну что, к "зенитчикам" пойдем?" А что творится на домашних матчах? Наши хулиганы приходят, встают и кричат — но не вместе со всеми, так что периодически их речевки наславиваются на речевки сектора. И посреди шизующей толпы образуется совершенно глупое для фанатского сектора пятно, лишенное даже клубных цветов. Вот такое я понимать отказываюсь.

Мода наших экстремалов не носить цвета своего клуба и рядиться в вещи фирмы "UMBRO" меня просто убивает. В Англии их предтечи "casuals" предпочитают футболки и куртки "UMBRO" чтобы затеряться в толпе, не привлекать внимания полиции. Но ведь у нас, чтобы не выделяться, нужно ходить в турецких джинсах, китайских кроссовках и польских куртках...

ЗАДУМАЙТЕСЬ СЕЙЧАС: ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО

Я много раз пытался разговаривать с лидерами наших хулиганов. Они ведь выросли на моих глазах, некоторые — в буквальном смысле слова. Между нами идет нормальный диалог, но до известного момента. Потом их переклинивает, и они начинают твердить, что за предыдущие 20 лет питерского фанатизма им стыдно и что наша история для них ничего не значит.

Не знаю, как объяснить им, что сила, если она есть, должна применяться по адресу. Драться с обеих сторон должны только те, кто этого хочет, и вражда фанатов никак не должна отражаться на простых болельщиках, на "шарфистах". А что было в апреле, когда погиб 15-летний пацан? Интересно, думал ли кто-нибудь из московских козлов, что среди тех, на кого они прыгнули перед матчем, среди ничего не подозревавших мирных "болел" случайно мог оказаться их питерский родственник или даже брат, отец и т.д.?

Любому человеку, если он не полный дебил, ясно: если ты взял в руки арматуру, то, ударив как следует соперника, ты его или покалечишь, или убьешь. Для устрашения железный прут не годится, только мешает руками махать. Значит, если везут за 700 км арматуру, да еще заворачивают ее в газету, то допускают мысль об убийстве.

Мы катимся к безбашенной Польше, в которой убитые после каждого матча — это норма жизни. Ведь сейчас самые популярные видеокассеты в околофутбольной среде уже не голы “Зенита”, а подвиги европейских HOOL’S. Больше того, говорят, что по рукам в Питере гуляет даже та самая атака "динамиков" в Питере и ее смотрят НАШИ. И наслаждаются, глядя, как толпа добивает ногами лежащих...

Две вещи я хочу сказать нашим мальчикам, в которых сейчас попала эта бацилла и которые считают свои немногочисленные “прыжки” на оппонентов геройством. Первое: большинство из вас не видело еще настоящей боевки. Вам еще не попадались настоящие «мясные» бойцы, я уже не говорю, что не дай Бог нам рассориться с "конями". Кто видел в Москве схватки перед дерби ЦСКА — "Спартак", подтвердит, что против столичной боевой «основы» устоять трудновато, сколько ни тренируйся здесь на рэпперах.

И второе. Задумайтесь сейчас, потому что завтра будет поздно. Поймите: беспредельничаете вы, а милиция после ваших выходок и выходок ваших московских братьев рано или поздно возьмется за фанатов вообще. А наше государство — это не либеральная Англия. У нас проблемы решаются просто: сверху дадут команду, всех начнут вязать и уже никуда не отпустят. Рассуют по карманам героин, и пойдем мотать срока на полную катушку. Как говорится, дело у нас шьется в один день.

ХУЛИГАНИЗМ ЕЩЕ НЕ ЗАТМИЛ ФАНАТИЗМ

Я далек от мысли, что после моих призывов наши HOOL’S станут пай-мальчиками. Остановить сейчас волну хулиганизма можно только парочкой-тройкой показательных судебных процессов, в которых люди получат на полную катушку. МВД их уже обещает. Для этого не нужны никакие новые административные кодексы, достаточно просто дать по верхней планке статьи УК.

Те, кого вразумить может только срок, свой или чужой, меня, конечно, не услышат. Но среди радикалов есть и другие люди, готовые, по-моему, даже сейчас вернуться из “Коалиции”, если было бы куда. Есть такие, в ком хулиганизм еще не затмил фанатизм. Может, кто-то из них задумается, прочитав эти строки.

Я считаю, что у движения еще есть будущее, не сводимое к чистому экстремизму. Не все у нас, к счастью, готовы безоглядно следовать за HOOL’S. Для многих по-прежнему главное — ездить за командой, кто так же не может поступиться “Зенитом”. А для всего движения главное сейчас — изменить приоритеты у допризывной молодежи, у так называемых “карликов”. У тех, кто в свои 13 — 17 лет еще не понимает ценности и уникальности человеческой жизни. Если их поставят под ружье наши HOOL’S, ждать придется очень долго — пока “детки” не дорастут до 25 — 30 (если доживут) и не перебесятся. Что они за это время успеют натворить, страшно подумать.

© "Evris", "Северный Форум", "СФ Спорт", 2000  

Интервью

banner-shop